С 1 июня 2006 года Йорма Оллила снял с себя полномочия главного управляющего директора компании Nokia. Корпоративный образ Оллилы плавно трансформировался в икону, а его стратегия принятия решений приобрела отчетливый оттенок мессианства. Что сделал Оллила для Nokia и почему он стал одним из самых успешных топ-менеджеров всех времен и народов?
Гигант на бумажных ногах
Проникновенные истории о том, как компания Nokia превратилась в мега-гиганта современной индустрии из маленькой лесопилки на берегу реки Нокия, вызывают у читателей значительный интерес. Процесс трансформации лесопилки в производителя телефонов Vertu обычно производит неизгладимое впечатление.
Впрочем, так было далеко не всегда. Еще в конце восьмидесятых главными продуктами Nokia были кабели, резина, оборудование для электростанций и бумага. Учитывая, что японская промышленность уже вовсю производила электронные чудеса, – набор не слишком впечатляющий. Гигант с выручкой в $5.25 млрд. (1987 год) производил все, начиная от мобильных телефонов и заканчивая детскими подгузниками. При этом определенные товары продавались совсем не под брендом Nokia, что вносило определенную сумятицу в процесс управления гигантским конгломератом.
Правда, были предприняты попытки отказаться от подобной порочной стратегии. Кари Каирамо, харизматичный руководитель компании, в конце 80-х сделал все, чтобы Nokia начала постепенно отходить от политики производства всего, чего угодно – крупнейшая финская корпорация сконцентрировалась на потребительской электронике, которая к 1988 году составила 65% выручки предприятия. Значительный прогресс, учитывая, что в 1975 году эта цифра равнялась 11%. Однако мобильные телефоны, в отличие от сегодняшнего дня, были далеко не на переднем плане активности компании. Подразделение Nokia Mobira, которое занималось сотовыми телефонами, в 1987 году генерировало выручку в размере $269 млн. – капля в море по сравнению с нынешними объемами. В 1988 году доля мирового рынка мобильных телефонов Nokia составляла 14%.
Ставка на потребительскую электронику, которая казалась прекрасным сценарием ухода от производства досок и детских подгузников, таила в себе фундаментальную проблему – производители Западной Европы продолжали уступать в конкурентной борьбе со странами Азии. В ретроспективе приобретение Nokia четвертого по величине производителя телевизоров в Западной Европе, которое было совершено в 1987 году, выглядит бесцельной тратой денег, так как уже через несколько лет рынок оказался завален дешевыми корейскими, китайскими и малайзийскими товарами.
Тотальный кризис Nokia начался с самоубийства главного управляющего директора Кари Каирамо, который покончил с жизнью в собственном доме в декабре 1988 года. Смерть Каирамо, крупнейшего финского промышленника, потрясла страну. В некоторым смысле, уход из жизни топ-менеджера стал классическим примером нервного истощения («перегорел на работе») – его неистощимая энергия и желание работать наталкивались на невозможность изменить положение дел в гигантском конгломерате, который начинал опасно крениться к бездне.
Ко всем экономическим и психологическим бедам предприятия добавился еще и распад Советского Союза. СССР был крупнейшим внешнеэкономическим партнером Финляндии – 25% экспорта приходилось именно на восточного соседа. Разрушение социалистической системы обрушило и экономику Финляндии: в 1991 году ВВП страны упал на 6.1%, 13% населения страны лишилось рабочих мест. Будучи главной финской компанией, упадка не избежала, разумеется, и Nokia. Конгломерат, производящий телевизоры и доски, мобильные телефоны и бумагу, системы сотовой связи и химические продукты, перестал производить главное – деньги.
Оллила-реформатор
Йорма Оллила появился в компании Nokia в 1985 году – специалист с блестящим образованием и опытом работы в лондонском и финском отделениях Citibank стал вице-президентом Nokia по международному сотрудничеству. С 1986 по 1989 годы он занимал пост вице-президента по финансовым вопросам. В 1990 году преемник Каирамо Симо Виорилехто назначил Оллилу президентом мобильного подразделения компании – должность, которая стала трамплином для его дальнейшей карьеры. К 1992 году плачевная ситуация в компании Nokia начала вызывать значительное недовольство у Совета директоров, который, недолго думая, лишил поста Виорилехто и назначил на должность главного управляющего директора Йорму Оллилу.
За два года Оллила превратил мобильное подразделение компании в безупречное предприятие по производству денег, что на фоне упадка Nokia выглядело, как откровение. Поэтому вовсе не удивительно, что именно мобильные телефоны стали ключевым корпоративным орудием в руках нового руководителя.
Оллила, без сомнения, был в выигрышном положении: начало девяностых совпало с быстрым становлением стандарта мобильной связи GSM – первый оператор (Radiolinja) начал работу в Финляндии в 1991 году. Учитывая, что Nokia играла далеко не последнюю роль в разработке стандарта, а также производила необходимое телекоммуникационное оборудование, ставка на мобильную связь была оправдана и стала жизненной необходимостью. Оллиле крупно повезло: в начале 90-х в его руках были инструменты, которые предопределили развитие научно-технического прогресса на долгие годы вперед.
Оставалось только действовать. В августе 1992 года Йорма Оллила вышел с корпоративного сеанса «мозгового штурма» с клочком бумаги, на котором было наспех набросано «глобальный продукт, ориентированный на отрасль телекоммуникаций» и «дополнительная стоимость». Фразы были не слишком хорошо сформулированы, но именно они наилучшим образом описывают всю дальнейшую стратегию Nokia. Оллила создал массовый продукт – мобильный телефон, за выдающиеся качества которого пользователи были готовы платить дополнительные деньги. Главный управляющий директор в буквальном смысле нажал на педаль газа: новое поколение мобильных аппаратов с большим зарядом батареи (чего явно не наблюдалось в NMT-устройствах) и стильным дизайном должно было стать главным направлением развития. И точка.
На фоне яркого общественного недовольства Оллила начал избавляться от активов, которые не имели отношения к телекоммуникациям. И преуспел в этом. Nokia вновь стала прибыльной.
Впрочем, тот факт, что у компании Nokia появился руководитель, подобный Оллиле, не вызывает большого удивления. Знаменитый автор десятков книг по менеджменту и экономике Питер Дракер утверждал, что любое преуспевающее предприятие на каком-либо этапе возглавлялось человеком, который в нужный момент не побоялся пойти на риск. Подобные меры могут без сомнения оздоровить компанию, но одного рискованного предложения не хватит, чтобы обеспечить предприятию лидерство. Оллила прекрасно это понимал. Главная проблема преуспевающей компании заключается в том, что ее руководители со временем превращаются в настоящих аппаратчиков – заносчивых и самоуверенных управленцев, которые находятся в постоянном отрыве от реальности. Именно благодаря таким деятелям рождаются убийственные проекты вроде печально известной системы спутниковой связи Irudium.
Инновации в управлении
Йорма Оллила, спокойный финн и любитель сауны, смог не только энергично направить компанию в нужном направлении, но и создать такую схему управления, которая позволяет использовать 110% потенциала каждого работника (и, прежде всего, руководящего), но не доводит людей до истощения и мыслях о самоубийстве. «Я хочу убрать упрямство, которое укореняется в сознании людей. Мы хотим создать легкий управляемый хаос в компании, обострить чувство чрезвычайной ситуации, даже если ее нет. Постоянное переключение на новые задачи позволяет людям учиться друг у друга, это здоровый процесс перекрестного опыления», – отметил руководитель Nokia в интервью журналу Business Week в 1998 году.
Организационные схемы Оллилы стали притчей во языцех. Однажды он пригласил к себе в кабинет четырех руководителей подразделений компании с предложениями поменяться местами, то есть оставить налаженное направление и переключиться на новое, неизведанное. «У нас очень «плоская» организация. Босс моего босса – Йорма Оллила. Он, как и любой другой, может пойти и поднять наши учетные карточки в любой момент», – утверждал Фил Браун, бывший в свое время руководителем отдела маркетинга и продаж Nokia Mobile Phones.
Еще одна широко разрекламированная характерная черта Йормы Оллилы – он почти никого не увольнял. В 1995 году, после того, как курс акций компании упал почти на 50%, Оллила отказался от советов «снести голову» некоторым топ-менеджерам. Вместо этого он потребовал от провинившихся новых идей. По шутливым оценкам Оллилы, средняя американская компания уволила бы в такой ситуации примерно 12 топ-менеджеров. Мотивация подобного подхода? Каждый учится на своих ошибках.
Такой подход к кадровой политике хорош тем, что позволяет найти новое направление развития в ситуации, когда компания переживает кризис. Nokia «проспала» появление на рынке ярких, легких и музыкальных раскладушек из Кореи, которые значительно потеснили вендора на одном из самых конкурентных рынков – американском. В ответ компания в очередной раз перегруппировалась и сделала акцент на мультифункциональные аппараты, сочетающие в себе возможности всех современных цифровых устройств. Доказательством этому служит та же N-серия. Любители изощренного дизайна также не остались без внимания – 8800 стал монументальным аппаратом современного бизнес-класса, серия L'amour «закрывает» потребности прекрасной половины человечества. Не стоит забывать и про милые сердцу телефоны бренда Vertu, тоже принадлежащего Nokia.
Будущее Оллилы, будущее Nokia
Йорма Оллила покидает компанию Nokia в статусе «человека-легенды», который поможет ему на посту председателя совета директоров без исполнительных полномочий Royal Dutch Shell. Словосочетание «без исполнительных полномочий» не означает, что Оллила будет довольствоваться ролью зиц-председателя. Выдающийся управленческий талант Оллилы понадобился еще раз. Должность председателя совета директоров была создана фактически под него: ранее нефтяная компания управлялась представителями обоих предприятий, входящих в ее состав – Royal Dutch и Shell Transport and Trading. И это, мягко говоря, вызывало определенные проблемы.
Новым руководителем компании Nokia стал Олли-Пекка Калласвуо. Перед ним стоит главная задача – противостоять натиску Motorola, ведомой энергичным и успешным менеджером (слегка похожим на Оллилу) Эдом Зандером. Учитывая то, что Калласвуо, занимавший в свое время пост руководителя Nokia в США, успешно выполнял эту задачу на региональном уровне, можно предположить, что глобальное лидерство финской компании лишь упрочится.